Главная Проекты Проект «Близкий человек» – поддержка выпускников коррекционных детских домов

Проект «Близкий человек» – поддержка выпускников коррекционных детских домов

Наши подопечные ребята в проекте – молодые взрослые от 18 лет, которых недавно перевели в ПНИ (психоневрологический интернат) из специального коррекционного детского учреждения для детей-сирот с ментальными нарушениями. Все они, как правило, имеют диагноз «умственная отсталость» (легкая или умеренная).

Умственная отсталость (недоразвитие интеллектуальных функций, связанное           с недостаточным развитием мотивационно-волевой сферы) может быть вызвана огромным количеством самых разных причин. Это и инфекционные заболевания   в период беременности или в раннем возрасте ребенка, прием матерью алкоголя или наркотических веществ, воздействия вредных факторов среды и так далее. Нередко умственная отсталость выступает в качестве составляющей многих генетических нарушений (например, синдром Дауна).

Также часто причина остается невыясненной. Умственная отсталость — не болезнь, которую можно вылечить. Это нечто, присущее человеку, сродни чертам личности. Хотя врачи и психологи описывают различные типичные особенности людей с умственной отсталостью, каждый из них неповторим и уникален, обладает своим темпераментом, свойствами характера, склонностями, привязанностями. Как и любой из нас.

Важно помнить, что жизнь в учреждениях сильно влияет на человека, на  его развитие, способности. Такое явление называют вторичной умственной отсталостью (это, когда к действию органических нарушений головного мозга добавляются факторы среды, бедной новыми впечатлениями, вниманием, теплом, любовью).

В нашем обществе, ориентированном на достижения, люди с умственной отсталостью оказываются чрезвычайно уязвимыми. По сути, они просто                  не вписываются в него.

Мы, в организации, верим, что каждый человек ценен, потому что существует – «Ты ценен, потому что ты есть». Мы не пытаемся понять, насколько глубоки     его нарушения, скорее, мы спрашиваем себя, что ему нравится, что он может, что я могу ему предложить.

Волонтерская программа для молодых взрослых, живущих в ПНИ, предполагает личное (очно и по телефону) общение одного волонтера с одним подопечным на протяжении не менее одного года с целью его поддержки и адаптации в новых условиях жизни, социализации, улучшении психоэмоционального состояния через дружеское участие и посильную заботу и не предполагает личное материальное участие (кроме затрат на дорогу до ПНИ и обратно).

Важно понимать, что волонтер поддерживает человека в тех условиях, в которых он находится, не беря на себя лишнюю ответственность за его жизнь, здоровье и будущее. Однако участие волонтера имеет огромное значение для подопечных, поскольку он восполняет дефицит общения и дает дополнительные возможности для социализации и развития, а также через такое личное внимательное общение улучшает качество жизни подопечного.

Волонтёр дарит подопечным в ПНИ эмоции, впечатления, свое внимание и заботу — то, на что не хватает ресурса в госучреждениях. Волонтёр не заменит подопечному ни педагога, ни воспитателя, ни санитара/санитарку, ни родителя. Он не должен решать профессиональные задачи, но его помощь очень способствует развитию подопечных.

С какими сложностями придется столкнуться волонтеру при общении с подопечным?

  1. Отношения с людьми и жалобы на персонал – как правило, надо просто выслушать, посочувствовать, успокоить, дать совет, иногда оценить степень конфликта и привлечь куратора к решению проблемы.
  2. Жалобы подопечного на скуку – визиты волонтера могут разнообразить жизнь подопечного, волонтер может помочь подобрать хобби или занятие по интересу.
  3. Вопросы подопечного, связанные с его бытовыми потребностями – разъяснение прав и порядка действий, уточнение у социального педагога.
  4. Страхи подопечного, реакция на «угрозы» со стороны персонала (укол поставят, телефон заберут) – психологическая помощь в принятии возникшей ситуации и разъяснение целей в случае необходимости, разъяснения пугающих вопросов доступным языком.

Волонтер является частью команды, получает поддержку со стороны психолога проекта.

Что «получает» волонтер от участия в проекте?

  • Улучшение эмоционального благополучия
  • Улучшение коммуникативных навыков
  • Развитие мягких навыков (эмоциональный интеллект)
  • Обогащение жизненного опыта
  • Получение сил и ресурсов для преодоления своих проблем
  • Возможность познакомиться с пугающими темами поближе
  • Переосмысление ценностей
  • Терпимость и принятие «инаковости»
  • Преодоление чувства одиночества – новые знакомства

На 1 сентября 2022 года проект реализуется в следующих центрах социального обслуживания населения:

  • ГАСУ СОН СО «Щелкунский ПНИ»
  • ГАСУ СОН СО «Первоуральский ПНИ»