Главная Новости Новости проектов Наставник для выпускника

Наставник для выпускника

Часто мы говорим о том, что наставник очень важен подростку из детского дома тогда, когда он выходит в самостоятельную жизнь. Как он сможет выстроить взаимоотношения с незнакомым миром? И сможет ли?

Об этом наша сегодняшняя история. Знакомьтесь, Алена и Артем из Екатеринбурга.

Алена стала наставницей Артема в мае 2020 года, за эти 2 года их отношения стали довольно близкими.

«Артем из интерната для детей с ОВЗ. Мы познакомились в самом начале пандемии. Поначалу он очень боялся контакта, у нас были трудности в общении, так как Артему было сложно открыться новому человеку – он замыкался в себе, не разговаривал лично, только переписывался. Я сначала была сама смущена наличию посредников в общении ( общались сначала через телефон педагога), постепенно Артем привык ко мне. Сейчас мы общаемся как друзья, у которых уже много совместных событий, он знаком с моими детьми, с сыном у Артема особенно теплые отношения, которые сложились во время совместного отдыха на море», – рассказывает наставница.

У Артема есть родственники, но отношения они не поддерживают. Алена – практически единственный взрослый, который может помочь не только советом, но и дать ему заботу и поддержку.

«Летом прошлого года я пригласила Артема пожить со мной и детьми в Крыму. Ему в тот момент уже исполнилось 18 лет, не было иллюзий, что мы заберем его к себе, он готовился к самостоятельной жизни. Но мне очень хотелось, чтобы парень понял, каково это – жить с близкими, заботиться о них. Поначалу он даже в нашем обществе был «одиночкой» – не замечал моих детей, не был вовлечен в какие-то наши общие активности. Он просто не привык жить в семье. Но к концу отдыха все изменилось – он стал активно включаться, спрашивал, чем он может помочь с детьми. Думаю, что такие моменты очень важны для ребят, которы выросли в детском доме».

За время дружбы Алены и Артема была не только первая поездка на море и первый полет в самолете, за эти два года пара прошла через много испытаний: «у нас были и ссоры, после которых мы не разговаривали почти месяц, странные поступки, борьба за границы и принятие его самостоятельности», – делится Алена.

По мнению наставницы, самый непростой период дружбы начинается после того, как ребенок выпустился из детского дома. Ведь в самостоятельной жизни его ждет много такого, с чем он не сталкивался в учреждении и главная задача близкого взрослого – помочь в переходный период, но в то же время, не передавить своей опекой и научить подопечного принимать решения.

«В 21 году Артем выпустился из интерната и начал свою самостоятельную жизнь. Ему повезло – социальный педагог из учреждения помог купить небольшую квартиру недалеко от Екатеринбурга на деньги, которые скопились у Артема (его пенсия и различные социальные выплаты), так что квартирный вопрос был снят. Артем живет в этой квартире на каникулах. В учебное время – проживает в общежитии при училище, где он учится на растениевода.

Еще до выпуска я приезжала в интернат и проводила для всех ребят занятия по финансовой грамотности – надеялась, что то, о чем я им рассказывала, убережет их от серьезных ошибок в самостоятельной жизни. Потому что по своему волонтерскому опыту знаю, что у ребят-выпускников много проблем из-за неумения обращаться с деньгами. Например, один парень тратит свою пенсию за 2 дня – покупает телефон, еще какие-нибудь гаджеты, не по необходимости, а потому что просто увидел и захотелось. А потом, когда деньги заканчиваются, ему приходится все продавать, потому что просто не на что есть».

У Артема таких проблем не было – помогло общение с наставницей, она же подсказывала ему, как обустроиться в квартире, что необходимо купить в первую очередь. Но потом его захлестнула волна «самостоятельности».

«Артем начал приносить в квартиру животных – один раз принес одновременно двух щенков и две кошки. Не понимал, что когда уедет на учебу – за ними просто некому будет ухаживать. Но когда я стала объяснять и настаивать на том, чтобы он отдал животных в приют, очень сильно обиделся на меня, что я не даю ему самому принимать решения. Видимо, в той ситуации я передавила и он не разговаривал со мной практически целый месяц. Потом волнения улеглись мы продолжили общение.

Артем – парень с внутренним стержнем. В силу диагноза у него есть определенные сложности с запоминанием информации, планированием, но мы вместе стараемся работать над этим. Я вижу что надо общение приносит свои результаты – он вполне спокойно может жить самостоятельно. Недавно я приезжала первый раз в гости к Артему на его квартиру. Он как радушный хозяин встречал меня с тортом. Конечно, я своим женским взглядом увидела, что не так тщательно он делает уборку, кое что подсказала ему. Но самое главное, он не боится мира, с которым встретился после выпуска из учреждения. Если ему будет нужен совет – он всегда может обратиться ко мне»